Что такое «колдун» в тормозах?

Что такое «колдун» в тормозах?
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Можно сказать что «колдун» — это дедушка системы АБС. Кстати, забавно, что много кто слышал данное словечко и некоторые даже представляют что это и для чего надо, но вот правильное название сказать готовы далеко не все. А называется сия штука регулятор тормозных усилий. Что и зачем нужно регулировать, я расскажу далее. Но для начала, чуть-чуть теории.

герой нашего повествования
герой нашего повествования

Как мы уже неоднократно обсуждали в различных беседах, при резком торможении автомобиль сильно клюёт носом вперёд. Соответственно, передняя ось в этот момент испытывает бОльшую нагрузку, равно как и передние тормозные механизмы. Именно поэтому если на машине присутствуют барабанные тормоза (что встречается всё реже), то они устанавливаются сзади. Но даже барабаны при определённом давлении на педаль тормоза способны заблокировать колёса. А значит — кратно увеличить риск заноса со всеми вытекающими последствиями. Для минимизации вероятности такого сценария, в качестве более дешёвой альтернативы АБС и ставится «колдун».т

Устройство поршня "колдуна" ВАЗ-2110 и ему подобных. Как вы понимаете, при качестве деталей и сборки наших машин, и в условиях работы возле колеса, всё это дело просто обречено на хронические глюки и отказы. Но об этом далее.
Устройство поршня «колдуна» ВАЗ-2110 и ему подобных. Как вы понимаете, при качестве деталей и сборки наших машин, и в условиях работы возле колеса, всё это дело просто обречено на хронические глюки и отказы. Но об этом далее.

Итак, регулятор тормозных усилий необходим для предотвращения блокировки задних колёс раньше передних. Это на скользких поверхностях. А на асфальте полностью исправный «колдун» должен удерживать заднюю ось на грани блокировки, не допуская «клина» вовсе. Но это стройная теория, а о нюансах практики чуть позже. Пока же давайте выясним принцип работы этой штуки.

Сейчас очень упрощённо, опуская ненужные подробности конструктива.
Внутри металлического корпуса (цилиндра), закреплённого на кузове, расположен подпружиненный поршень, а снаружи на корпусе находятся входы/выходы тормозных магистралей. Рядом с поршнем, также снаружи, закреплена подвижная тяга, другим концом зафиксированная на элементах балки/моста. При резком торможении задняя часть кузова поднимается относительно моста — при этом подвижная тяга перемещается и начинает давить на поршень. Тот перемещается внутри цилиндра и частично перекрывает выходы на магистрали задних тормозов. Таким образом, давление тормозной жидкости остаётся достаточным для их эффективной работы, но недостаточным для полной блокировки. Собственно, вот и всё колдунство «колдуна».

Наглядная схема вживую. Красной стрелкой показана тяга от регулятора к балке моста. Проходя за корпусом регулятора, он связан с рычагом "5", который и давит на поршень при "задирании" зада автомобиля и перемещении тяги. (фото: autoruk.ru)
Наглядная схема вживую. Красной стрелкой показана тяга от регулятора к балке моста. Проходя за корпусом регулятора, он связан с рычагом «5», который и давит на поршень при «задирании» зада автомобиля и перемещении тяги. (фото: autoruk.ru)

Однако, как это часто бывает, гладко было на бумаге. На практике же, узел этот весьма капризный, нуждается в исключительно-точной калибровке (иначе, будет либо чуть что блокировать зад, либо не тормозить им вообще), не любит грязи (так как очевидно имеет резиновые уплотнения), часто от этой самой грязи заклинивает, подтекает, и так далее. Само-собой, что на иномарках всё это дело служит правильнее и дольше, а на милых сердцу Тазах опытные владельцы либо выбрасывают его из тормозной системы вовсе, либо допиливают схему для более вменяемой работы. Но это уже совсем другая история.

Один из эпизодов алгоритма регулировки механизма. С помощью спецприспособления и тарированного грузика. Ну вы поняли.
Один из эпизодов алгоритма регулировки механизма. С помощью спецприспособления и тарированного грузика. Ну вы поняли.

В заключение можно сказать что «колдун», по-идее, нужен и создан во-благо, но в реальной жизни суровых советских автодорог выходит «как всегда». В любом случае, полноценную АБС он заменить никак не может и на сегодняшний день является всё более редким анахронизмом.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем эффективных тормозов и грамотной АБС!

Оригинал моей статьи можно найти тут

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*