Фильтр нулевого сопротивления: есть ли в нем смысл

Фильтр нулевого сопротивления: есть ли в нем смысл
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

На первый взгляд, вопрос кажется провокационным. Ведь очевидно, что «нулевики» повсеместно используются на спортивных машинах и там в целесообразности их установки никто не сомневается. Но позвольте разобрать вопрос немного глубже. И поэтому, для начала — чуть-чуть теории.

Немного теории

В процессе засасывания в цилиндр поршнем воздушный фильтр — первая преграда на пути. Почему я говорю именно «преграда». Дело в том, что воздух, каким бы невесомым он ни был, залетает в двигатель с высокой скоростью. Но скорость эта, будучи всегда стремящейся уравняться со скоростью поршня, всегда остается меньшей. И чем выше обороты мотора, тем больше воздух «отстает», и попадает в камеру сгорания со всё большей задержкой. Для борьбы с таким эффектом применяются различные способы и самое на сегодняшний день распространенное решение — изменяемые фазы газораспределения. Это когда момент открытия/закрытия клапанов смещается, и иногда даже изменяет продолжительность зависания этих клапанов в открытом положении — как раз чтобы компенсировать как инертность воздуха, так и перенести по времени момент воспламенения смеси. И тем не менее, полностью физику переиграть довольно трудно, и как ни пытайся облегчить «дыхание» двигателю, нужно понимать одно: воздух, поступающий в ДВС, всегда будет преодолевать сопротивление.

Один из вариантов механизма изменяемых фаз  газораспределения. Если в двух словах: распределительные валы могут  менять свое угловое положение относительно звездочек.
Один из вариантов механизма изменяемых фаз газораспределения. Если в двух словах: распределительные валы могут менять свое угловое положение относительно звездочек.

Что же такого стоит на его пути? Пожалуйста. Всё начинается с воздухозаборника. Именно там воздух вынужден начать «протискиваться» через воздуховоды. Далее — воздушный фильтр (о нем далее чуть подробнее). После фильтра поток «цепляется» за масс-метр (он же ДМРВ), датчик температуры, торчащий во впуске патрубок вентиляции картера, и наконец, со всего маху «утыкается» в дроссельную заслонку. Варианты могут отличаться, но в целом, препон на пути в цилиндр хватает. К слову, BMW с системой бездроссельного впуска Valvetronic решила проблему с заслонкой еще в 2001 году, отказавшись от нее вообще. Точнее, она де-факто есть, но всегда открыта и создает минимум помех, а объемом порций воздуха полностью заведуют клапаны с изменяемой высотой подъема. Однако, система эта очень дорогая, сложная, порой весьма капризная и споры о ее целесообразности не утихают до сих пор.

Valvetronic от BMW. Высотой поднятия клапанов управляет сверхточный и сверхбыстрый электромотор
Valvetronic от BMW. Высотой поднятия клапанов управляет сверхточный и сверхбыстрый электромотор

Куда более простым и дешевым способом уменьшить помехи на пути воздуха является установка так называемого фильтра нулевого сопротивления (или «нулевика», хотя полностью нулевым, конечно, это сопротивление быть все равно никак не может — оно просто уменьшенное). Конструктивно такой фильтр состоит из куда более «продуваемого» материала (как правило — хлопок или поролон), закрепленного на легком металлическом каркасе. В идеале, такой девайс устанавливается сразу на впускной патрубок, то есть, первое узкое место в виде воздухозаборника-завихрителя уже отсекается. Но сейчас такое огромное количество подобного «тюнингового» добра из всем хорошо известной азиатской страны, что уже полно моделей которые устанавливаются в штатное место под капотом. То есть купил, прям у магазина поменял, и сразу +5-7 сил мотору добавил. Ну, по крайней мере, многие так искренне считают, и даже делают «объективные замеры» на свои сотовые телефоны…

классический "нулевик" под капотом
классический «нулевик» под капотом

А теперь, друзья, суровая правда (ровные ребятки на синеглазых китай-ксеноновых «девятках» дальше могут не читать).

Так есть ли реальный смысл в нулевике?..

Да, фильтр нулевого сопротивления действительно пришел из автоспорта. И он действительно повышает отдачу штатного двигателя. Вот только есть небольшой нюансик: для этого должен быть соблюден ряд «незначительных» условий.

  • Настроенные под активную езду фазы газораспределения. Для этого ставятся «широкие» распредвалы, другие звёзды и прочие измененные под спорт детали ГРМ.
  • Измененная программа управления двигателем — попросту говоря, нужна спортивная прошивка ЭБУ. В которой скорректированы топливные карты, смесь настроена под бензин с бОльшим октановым числом и т.д.
  • Облегченная поршневая группа — дабы мотор мог легче и быстрее раскручиваться до пика максимальной мощности и/или тяги.
  • Измененный выхлоп. Причем, просчитанный именно под конкретную настройку мотора, а не просто «настроенный» в гараже с ребятами под пиво, путем выкидывания катализатора и глушителя.
  • И наконец, самое главное в контексте сегодняшнего вопроса: расточенные каналы головки блока цилиндров. Почему главное? Потому, что раз мы не можем вот так просто как BMW взять и убрать дроссельную заслонку, то самым главным после нее «врагом» для воздуха становятся сужающиеся каналы ГБЦ перед клапанами. Ибо, это самое узкое место впускного тракта любого двигателя. А следовательно — хоть ты убери фильтр вообще (есть и такие уникумы) — шире это бутылочное горлышко ну никак не станет. И именно там воздух особенно активно начинает «толпиться», резко меняя свое течение от относительно ламинарного (то есть проще говоря, прямотекущего) к турбулентному (читай: завихренно-хаотичному).

Ниже в разрезе приведена схема головки блока двигателя M102 от Mercedes-Benz (просто как пример с хорошей четкой схемой). Обратите внимание на разницу диаметров перед седлами клапанов (красный), входного диаметра ГБЦ (желтый) и примерного диаметра нулевика под капотом (зеленый). Господа, вы всерьез верите, что без физического увеличения «красного» диаметра до максимально-возможного (чтобы воздух как можно ближе подошел к клапану без завихрений ввиду сужения канала), китайский поролоновый «нулевик» сходу накинет вам 5-10 процентов мощности?..

Вывод из всего вышесказанного

Именно каналами ГБЦ самым первым делом нужно заняться начинающему «стрит-раЦеру», решившему облегчить дыхание своему мотору с помощью нулевика. Вот тогда-то качественный и дорогой фильтр пониженного сопротивления и даст какой-то более-менее ощутимый прирост в динамике автомобиля. В противном же случае, вызвать восторг эти дворовые «тюнинг-доработки» могут либо у юной спутницы начинающего гонсчега, либо у его недалеких одноклассников.

Всем грамотного тюнинга и побольше воздуха в цилиндры!

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*