На каких оборотах ездить оптимально? Внятное изложение сути вопроса

На каких оборотах ездить оптимально? Внятное изложение сути вопроса
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Предлагаю разобрать очередной «вечный» вопрос с автофорумов, который регулярно задают новички, и на который регулярно же невпопад отвечают «бывалые». От варианта «не крутить, иначе быстро ушатаешь двигло» до «ни в коем случае не тошнить, т.к. загаживаются свечи». И самое смешное, что и в тех и в тех ответах есть доля правды. Но давайте попробуем разобраться в вопросе с точки зрения внутренних процессов в ДВС.

Возьмём для примера очень-очень усреднённый мотор с классической характеристиками «из учебника». Без всяких хитрых турбонаддувов, изменяемых фаз ГРМ и т.п. Просто мотор. Итак.

классика жанра
классика жанра

Что будет, если постоянно лупить до отсечки?

Судя по нашей картинке, отсечка придётся где-то на 4.5 — 5 тысяч оборотов в минуту. То есть, «мозги» будут отсекать подачу топлива тогда, когда ни один из графиков уже однозначно не будет расти, и раскручивать далее коленвал нет никакого смысла.

— Минусы: перерасход топлива (обороты растут, а отдачи мотора уже нет) — раз. Повышенная нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма (особенно, на поршневые пальцы и шатунные вкладыши) — два. Вероятность появления крайне-губительного для любого мотора явления детонации — три. Последнее мы уже подробно обсуждали и повторяться не буду.

— Плюсы: самоочистка свечей, клапанов и поршней от нагара, ввиду повышения температуры в камере сгорания. Конечно, за одну прогазовку в год новыми их не сделать, но если регулярно «отжигать», то вероятность закоксовывания деталей однозначно ниже.

оплавленные свечи (ввиду перегрева и детонации) - нередкий гость моторов мамкиных тюнеров и прирождённых гонсчегов на Приорах и Фокусах
оплавленные свечи (ввиду перегрева и детонации) — нередкий гость моторов мамкиных тюнеров и прирождённых гонсчегов на Приорах и Фокусах

А если хронически «плестись» и переключаться рано?..

Опять смотрим на первую картинку. Меняя передачи на, допустим, 2000 об/мин («чтоб не нагружать мотор!»), вы просто не даёте этому мотору себя раскрыть. Крутящий момент только-только добрался до пика, а вы тут же снова сменили передачу и сбросили обороты… Не говоря уже о том, что мощность двигателя к этой секунде достигла только половины.

— Минусы: ввиду хронически-недостаточной температуры в цилиндрах, вероятность образования нагара повышается. Всё как в антипримере выше, только наоборот. Ну и очевидные потери в динамике автомобиля: с каждым переключением мотору вновь и вновь приходится карабкаться к пику графиков по-новой. И ещё, как ни странно… Детонация! Снова. Так как бывает она как высокооборотной, так и низкооборотной. Что только подтверждает незыблемый закон Вселенной о недопустимости крайностей. 🙂 Но об этом ниже.

— Плюсы: вроде как, меньший расход топлива… Однако с излишне-ранними переключениями передач это очень сомнительно: повторюсь, двигатель вынужден снова и снова «тянуться» к своим наиболее оптимальным рабочим характеристикам. А значит, сверхэкономичный наездник глубже и чаще утапливает акселератор, чтобы как-то ехать. Итог: то-ж на то-ж и выходит, просто машина при этом мучается, а «экономист» всем мешает в потоке.

Конечно, вечно низкие обороты не единственная причина нагара на поверхностях и деталях камеры сгорания, но способствует очень неплохо. (фото: bmwservice.livejournal.com)
Конечно, вечно низкие обороты не единственная причина нагара на поверхностях и деталях камеры сгорания, но способствует очень неплохо. (фото: bmwservice.livejournal.com)

И как же правильно?

Ну как обычно: истина где-то посередине… Опять вернёмся к нашему графику. Если переключаться на 2500-3000 оборотах, то чётко видно, что вы попадаете на то «чудное мгновенье», когда мощность ещё растёт, а крутящий момент не совсем сдулся.

Поэтому, в каждом случае нужно исходить из характеристик конкретного мотора (графика). Посмотреть их можно, как ни странно, в интернете, либо в волшебной книжке «руководство по ремонту и обслуживанию». А общую логику мы рассмотрели выше: оптимальным для работы можно считать тот диапазон, в котором крутящий момент либо ещё держится на горизонтальной «полке», либо только-только начал падать; при этом мощность ещё не достигла пика и растёт.

Нормальное рабочие состояние внутренностей двигателя. Нет ни следов избыточного нагара, ни признаков перегрева клапанов и свечей. (фото: fsauto.ru)
Нормальное рабочие состояние внутренностей двигателя. Нет ни следов избыточного нагара, ни признаков перегрева клапанов и свечей. (фото: fsauto.ru)

Главное, что нужно запомнить: лучше чуть перекручивать, чем панически бояться завалить тахометр во вторую половину циферблата. Для двигателя это совершенно не вредно (и даже полезно), а мнимая экономия топлива при езде «на холостых» совершенно не оправдана ни практически, ни с точки зрения здоровья мотора в долгосрочной перспективе. Это можно сравнить с регулярной зарядкой: до потери сознания бежать не надо, но лёгкие пробежки с утра всё полезнее путешествий вокруг дома шагом…

Надеюсь, кому-то было полезно!
Всем оптимальных оборотов и низкого расхода топлива!

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*