Почему не нужно лезть в дроссельную заслонку без повода

Почему не нужно лезть в дроссельную заслонку без повода
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

А если говорить точнее: то почему не надо туда лезть «профилактически». Не секрет, что каждый из нас нет-нет да и не удержится от «рукоприкладства» к любимому авто лишь потому, что просто хочется. Ну вот чешутся руки, а душа требует творчества, что тут сказать. 🙂 Так вот, дроссельный узел (или, по-простому, дроссель или дроссельная заслонка) — это последнее, что нужно ковырять под капотом когда скучно. И я объясню почему. Но для начала, как обычно, чуть-чуть теории.

дроссельный узел - общий вид
дроссельный узел — общий вид

Чуть-чуть теории

Сама дроссельная заслонка скрывается внутри корпуса — того самого дроссельного узла. Если на пальцах, то вспомните обычную заслонку круглой печной трубы — поворотный шибер. Крутим ручку, выставляя круглую пластину внутри трубы вертикально — и свободно проходящий поток воздуха от печки на улицу увеличивает интенсивность горения. Крутим ручку обратно, выставляя пластину перпендикулярно стенкам трубы (т.е., перекрывая воздух) — горение резко замедляется. Точно по такому же принципу работает дроссельная заслонка в автомобиле. Жмем на педаль газа — и заслонка поворачивается, становясь ребром к потоку воздуха, засасываемого поршнями с улицы: сопротивление потоку минимальное, воздуха засасывается максимум. Отпускаем газ — и заслонка возвращается в номинальное положение, полностью (или почти полностью) перекрывая ток воздуха через дроссельный узел. Соответственно, воздуха в двигатель поступает минимум — только через специальный канал для холостого хода или специальную щель в заслонке; обороты падают.

Дроссельный узел всегда находится между воздушным фильтром и впускным коллектором
Дроссельный узел всегда находится между воздушным фильтром и впускным коллектором

Сейчас мы не будем вдаваться в дебри технической реализации данного узла: бывают разные типы приводов заслонки, разные схемы поддержания холостого хода, разные алгоритмы регулировки и т.д. А вот на главный вопрос в заголовке посмотрим, что называется, в приближении.

Так почему же нельзя чистить дроссельную заслонку в целях профилактики?

Казалось бы, сплошные плюсы: разобрал, убрал очистителем карбюратора всю грязь, копившуюся там годами, собрал — и радуешься практически новой детали. Но на практике — так, да не так… В статье про масло в АКПП я уже обосновывал опасность профилактической замены масла на коробках с большим пробегом. И здесь ситуация очень схожа.
Всё дело в том, что в процессе работы дроссельного узла, за годы через него проходят десятки и сотни тонн воздуха. Воздух этот, как ни крути и как его не очищай фильтрами, один фиг будет содержать микрочастицы и примеси. И все эти радости с годами хоть и очень медленно, но неотвратимо скапливаются как на внутренних стенках корпуса дросселя, так и на непосредственно заслонке. При этом не забываем, что за каждую, даже самую короткую поездку, заслонка совершает сотни итераций: столько, сколько раз вы меняете положение своей ступни на педали, и даже больше. К чему это приводит? К вполне логичному результату — между заслонкой и ее корпусом со временем образуется выработка, а если проще — щель, через которую в двигатель начинает сосать лишний воздух. НО. Параллельно износу узла и образованию этой выработки, на неё накидывает той самой «грязи», о которой мы говорили чуть выше. И получается забавная ситуация: щель вроде постепенно растёт, но последствия на практике практически не ощущаются — т.к. её постоянно «бетонирует» нагаром. 🙂

устройство дроссельного узла с электронным управлением
устройство дроссельного узла с электронным управлением

Итого, что мы имеем на выходе, тщательно убрав всю вековую грязь из дроссельного узла? Совершенно верно. Имеем ничем более не закрытую щель между заслонкой и корпусом, через которую теперь будет постоянно «утекать» лишний воздух в мотор — даже тогда, когда заслонка в положении холостого хода. Конечно, блок управления будет пытаться с этим бороться, постоянно подстраивая смесь под «лишний» воздух, но очевидно, что всё это приводит к нестабильным (как правило — повышенным) холостым оборотам, «отупению» отклика на газ, повышенному расходу и прочим интересным симптомам. И это мы еще не рассмотрели интересную фишку многих современных авто: когда после отключения разъема на дроссель и подсоединения заново, он требует пройти процедуру калибровки. Конечно, теоретически всё это решаемо — заслонку можно адаптировать под новые условия (читай — углы) работы, компенсирующие новоприобретенную щель. При этом к её новому положению на всех режимах «привыкнет» и блок управления. Но… Оно вам точно надо?


В общем, друзья, дам дружеский совет. Если несмотря ни на что, вам ну очень хочется туда залезть и «навести порядок» без объективных на то причин — то аккуратно почистите просто корпус изнутри, не трогая налёт по периметру самой заслонки. Ну и заранее изучите процедуру калибровки, ежели ваш дроссель имеет электронный привод и будет отключаться от разъема — очень возможно, что таковая вам потребуется. Короче говоря — аккуратнее. И не говорите потом, что вас не предупреждали. 😉

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*