Подробно про АБС: помощник или вредитель?

Подробно про АБС: помощник или вредитель?
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Продолжаю серию публикаций о самых волнующих каждого автолюбителя вещах. 🙂 Сегодня предлагаю раз и навсегда определиться: друг нам эта самая АБС, или враг. Ибо, чего только про нее не пишут… И традиционно, для начала чуть-чуть теории.

АБС («антиблокировочная система»), или, в оригинале, ABS (anti-lock braking system) — это система, не допускающая полной блокировки колес при торможении.

Дабы не разводить кучу поясняющей теории, предлагаю рассмотреть… старый-добрый велосипед, с такой крутой ранее опцией как дополнительный передний тормоз. Помните, как мы любили повыпендриваться и пооттормаживаться «юзом»? И особенно хорошо это получалось на скользких поверхностях — например, если на асфальте был слой песка. И даже если вы сейчас вспомните молодость и попробуете повторить этот фокус, зажав на приличной скорости рычаг переднего тормоза до блокировки колеса, вы обнаружите, что эффективно рулить при таком оттормаживании будет крайне проблематично. А если при этом вы еще заклините и задний тормоз, то ведущую ось велосипеда начнет понемногу утаскивать вбок. 
А теперь повторяем те же действия, но стараемся тормозить на грани юза. То есть, настолько сильно, чтобы максимально интенсивно замедляться, но еще не допуская блокировки колес. Можете cпорить сколько угодно, но факт останется фактом: мало того, что остановитесь вы скорее всего быстрее, так еще и управлять велосипедом при этом будет однозначно легче: он по-прежнему продолжит слушаться руля, а заднее колесо останется на траектории движения.

колесный датчик АБС
колесный датчик АБС

Собственно говоря, пример элементарного велосипеда в данном случае более чем показателен, и на автомобиль, с некоторыми оговорками, прекрасно проецируется. Почему я начал с велосипеда, а не расписал сразу на примере автомобиля? Да потому что вместо того, чтобы годами доказывать Сермяжную правду про то, зло АБС или благо — садитесь на велик и попробуйте сами. Уверяю, вопросов у вас после такого чисто-практического подхода станет гораздо меньше!

Здесь я специально сделаю пояснение. Многие сейчас начнут приводить примеры, когда АБС только вредила. Не спорю — такие ситуации действительно есть. Например, на рыхлом снеге, гравии или глубоком песке, антиблокировочная система действительно может увеличить тормозной путь. Но зачем, скажИте мне, постоянно ссылаться на какие-то частные случаи и нетипичные примеры? Мы ведь говорим о среднестатистических дорожных условиях, а не о чемпионате мира по ралли.
Кроме того, есть крайне-важный момент, который клавиатурные отцы автомобильной теории ни за что и никогда не учитывают. Как говорил Задорнов: «Готовы?..» Так вот.

Каждый производитель настраивает ABS по-своему

Дело в том, что сама по себе антиблокировочная система давно выросла из статуса одиночного «помощника» водителю, и стала частью общей системы активной безопасности. На датчиках АБС завязаны еще такие системы как ESP, EBD, ASR, ESP, BAS, CBC и прочие дикие аббревиатуры. Поэтому, какой-то производитель отдает приоритет короткому тормозному пути на гравии, но страдает торможение на асфальте; а какая-то машина замечательно тормозит по рыхлому снегу, а вот по льду укатывается еще дальше чем без АБС…
А ежели кто до сих пор не сделал вывод сам, позвольте вам помочь:

АБС не призвана уменьшать тормозной путь в любых условиях! Она лишь сохраняет УПРАВЛЯЕМОСТЬ транспортному средству при торможении с недостаточным сцеплением!

вся суть одной картинкой
вся суть одной картинкой

И именно с этой целью она и была разработана аж в 20-х годах прошлого века для авиации, а затем, в 70-х, пришла уже и в автомобилестроение. 
Поймите же наконец этот простой постулат и перестаньте друг-другу бесконечно доказывать вещи, которые к антиблокировочной системе отношения не имеют: как она сокращает/увеличивает тормозной путь на шипах/без шипов; как быстро она останавливает машину с задним и как с полным приводом; а как вот она зимой в сугробах или летом в барханах… Друзья, если вам так принципиально важен тормозной путь, то для его сокращения при экстренном торможении придумали систему BAS (brake assist system). Вот только в отличие от бедной, уже затюканной до дыр форумными знатоками-теоретиками АБС, про нее мало кто имеет представление… Но об этом как-нибудь в другой раз. 

Как устроена ABS

А теперь, для тех, кто еще не приговорил меня заочно к святой инквизиции за ересь против светлоликой и вечно-непознанной ABS: вкратце о её устройстве. 🙂

гидроблок АБС
гидроблок АБС

В упрощенном виде современная четырехканальная (то есть отслеживающая все 4 колеса) АБС состоит из колесных датчиков, гидроблока и электронного блока управления (ЭБУ). Когда при торможении хотя бы одно из колес начинает блокироваться, датчик этого колеса сообщает об этом ЭБУ. Тот дает команду гидроблоку, чтобы он ослабил давление тормозной жидкости в магистрали данного колеса — колодки ослабляют «хватку», колесо снова начинает вращаться. Но т.к. водитель продолжает давить педаль тормоза, давление вновь возвращается к исходному — колодки опять прихватывают тормозной диск. И если колесо опять начинает блокироваться — цикл повторяется. Быстродействие такой системы более чем высокое — за одну секунду цикл блокировки/разблокировки каждого колеса может повторяться пару десятков раз! И именно частое изменение гидроблоком давления в магистралях вызывает характерную вибрацию педали при срабатывании системы.

принципиальная схема 4-канальной ABS
принципиальная схема 4-канальной ABS

Резюмируя

Продолжать спорить о том, нужна ли ABS конкретно вам или нет, можно бесконечно. Конечно, я понимаю, что большинство из читающих данную статью считает себя «не блондинкой». Т.е., эти асы в состоянии в любой экстренной ситуации нажимать педаль и 20, и 30, и даже 50 раз в секунду — быстрее любой АБС. Что они давно уже «не лохи», и на гололёде или в дождь умеют непринужденно уводить машину от аварии, ювелирно дозируя усилие на педали — и никакие эти буржуйские штучки им не упали. И что они за долю секунды в случае нужды определят коэффициент сцепления колес с дорожным полотном — и так же мгновенно примут решение, как и куда рулить спасая свою машину, а может и жизнь. Но… Боюсь, я не из таких. 🙁 И в моих автомобилях предохранитель с заветным обозначением «ABS» на схеме, всегда на месте. На всякий случай.

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*