«Последние метры»: получится ли остановиться, если порвался тормозной шланг?

«Последние метры»: получится ли остановиться, если порвался тормозной шланг?
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Явление, мягко говоря, неприятное. Но положа руку на сердце признаем: в лучшем случае процентов 15 от общей массы автовладельцев регулярно осматривают магистрали тормозной системы. Да и не только магистрали. Сегодня разберём, из чего же состоит типичная схема тормозов легковушки и сможет ли машина затормозить, если где-то образуется «дыра». И для начала, чуть-чуть теории.

вакуумный усилитель тормозов
вакуумный усилитель тормозов

Как устроены тормоза?

Принципиально, простейшая (и обязательная) схема состоит из следующих элементов:

  • Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ, «вакуумник»). Это то, куда уходит шток, соединённый непосредственно с педалью. Как видно из названия, предназначение этого узла — усиливать давление ноги для передачи его тормозной жидкости. Визуально определяется как две большие железные тарелки, «приклеенные» друг к другу зеркально. Для понимания его роли, сядьте в незаведённую машину и понажимайте тормоз. Только не вздумайте для продолжения эксперимента поехать под горку, если представится такая возможность: уехать можно дальше, чем планировали… 🙂
  • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Принимает эстафету перемещения штока от вакуумного усилителя (уже многократно увеличенное) и передаёт его тормозной жидкости. Расположен аккурат сразу после ВУТ, опознать его можно по бачку, который к нему крепится.
  • Тормозные трубки. Выполнены из металла и разбегаются от ГТЦ уже к исполнительным механизмам.
  • Исполнительные механизмы, дисковые или барабанные [1]. Какие именно, нам сейчас не важно, тем более, это уже обсуждали. Также, опустим всякие усложнения в виде АБС [2], сегодня она нам тоже неинтересна.
общий план видов тормозных систем
общий план видов тормозных систем

Что за «контуры» на картинке выше?

Подходим к сути сегодняшнего вопроса. Когда трава была зеленее а машины надёжнее, тормозами сильно не заморачивались: грубо говоря, была лишь одна общая магистраль тормозной жидкости на все колёса. Собственно, это и называется «контуром» — путь от ГТЦ до тормозных механизмов. Очевидно, что если где-то образовывалась пробоина, то давление во всей системе резко падало и тормозить приходилось, что называется, как получится. Не самый весёлый расклад, согласитесь.

А потом придумали двухконтурную схему. И на иллюстрации выше отчётливо видно, что приводы раздельны: либо для передних/задних колёс (осевая схема), либо для переднего левого и заднего правого/переднего правого и заднего левого (диагональная схема, встречается намного чаще). То есть, при выходе из строя одного контура, второй способен затормозить машину.

Классика жанра: усталостные трещины внешней оплётки. Становятся видны при перегибе. С заменой такого шланга нужно не затягивать. Более запущенный случай - когда он ещё и вздут. Ездить на таком уже откровенно опасно. (фото: bumper.guru)
Классика жанра: усталостные трещины внешней оплётки. Становятся видны при перегибе. С заменой такого шланга нужно не затягивать. Более запущенный случай — когда он ещё и вздут. Ездить на таком уже откровенно опасно. (фото: bumper.guru)

То есть, с двухконтурной системой можно ничего не бояться?

Увы, «бояться» всё же стоит. Точнее, нужно просто знать, что даже самая современная тормозная система с двумя контурами при разгерметизации в любом месте любого контура значительно теряет эффективность. Связано это с тем, что как ни крути, гидропривод тормозов абсолютно герметичен, и любая «щель» снижает давление в системе. Повторюсь: тормоза не пропадут полностью, но педаль придётся «качать» в процессе замедления. И успеете ли остановиться заблаговременно — вопрос… А посему, на автомобилях старше 10 лет (а на отечественных — старше 5) настоятельно рекомендую хотя бы раз в полгода осматривать тормозные трубки на предмет коррозии и тормозные шланги на предмет трещин и вздутий.

А тех, кому интересно посмотреть на те самые сгнившие тормозные трубки, приглашаю к просмотру небольшого видеоролика, где автор их менял на своём стареньком СААБ 9000.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем эффективных тормозов и герметичных контуров!

Рекомендую:

[1]В чем отличия дисковых и барабанных тормозов?

[2]Подробно про АБС: помощник или вредитель?

Оригинал моей статьи тут

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*