Вопрос, до сих пор вызывающий тысячи сломанных копий на форумах и разнообразных тематических сайтах. И правильный ответ есть. Вот только он не так однозначен, как многим хочется. Но для начала немного теории.
Если не вдаваться в тонкости и сложную терминологию, то масло в автоматической коробке передач нужно для двух вещей. Для передачи крутящего момента от выходного вала двигателя к валу самой коробки передач — раз. И для привода в движение исполнительных механизмов переключения передач внутри самой АКПП — два. По первому пункту приведу простой и понятный пример. Возьмите стакан с густой сметаной, опустите в него ложку. Начните медленно мешать. Ложка будет мешать сметану, стакан будет стоять на месте. Начните увеличивать обороты размешивания — после определенного
момента, стакан начнет вращаться на столе вслед за ложкой. И чем быстрее вы будете размешивать — тем меньше будет разница скоростей вращения ложки и стакана. Так вот, если провести аналогию, то ложка — это вал двигателя, а стакан — вал коробки передач. Ну а сметана — то самое трансмиссионное масло.
Устройство в АКПП, передающее крутящий момент посредством трансмиссионной жидкости (ATF — automatic transmission fluid) называется гидротрансформатор, или, в простонародье — «бублик» (ввиду формы)
Ну а примером второй вышеописанной роли трансмиссионной жидкости может служить обычный шприц. Наберите воду в шприц без иглы, приставьте носик шприца к чему угодно — например, к коробку спичек, и резко нажмите на поршень. Очевидно, что под резким воздействием струи воды, коробок упадет. По схожему принципу (не падения, а совершения работы под действием гидравлического давления 🙂 ) работает гидроблок АКПП (он же «мозги»), который и переключает передачи в нужной последовательности. И вот на гидроблоке-то мы и остановимся подробно, в свете вопроса необходимости замены ATF.
Технически, гидроблок представляет из себя сложную «многоэтажную» схему из различного диаметра и формы каналов. Причем, в каналах этих, под действием давления того самого трансмиссионного масла, передвигаются разного диаметра шарики — попеременно, и в строго заданном алгоритме, перекрывая те или иные отверстия в вышеуказанных каналах. При всём при этом, шарики эти весьма малы (ну навскдку — от 2 до 6 мм), диаметр отверстий в каналах и того меньше, и всё это щедро присыпано разнокалиберными (и такими же мелкими) вставочками, клапаночками, пружинками и
прочей рассыпухой.
А теперь, внимание — вопрос! Что происходит со всем этим добром спустя, скажем, 100000 километров или 5 лет пробега?
Правильно! Всё это начинает активно зарастать продуктами естественного износа деталей и старения трансмиссионного масла. Соответственно — откладываться внутри гидроблока и на его подвижных микроскопических деталях, затрудняя нормальную работу автомата. Но конечно, все эти беды не приходят внезапно. Сначала появляется задумчивость в переключениях, потом передачи «щёлкаются» всё натужнее, ну и затем уже начинаются всем известные рывки при переключениях. Конечно, причин такого поведения в любой автоматической коробке достаточно (DSG-подобные сейчас не рассматриваем, там вообще всё по-другому), но причиной рывков при переключениях передач на ходу как правило является забитый грязью гидроблок.
А вся соль ситуации в том, что едва заподозрив АКПП в «неправильной» работе (как правило, вследствие как всегда глупых советов разномастных форумных «спецов»), мы спешим менять в ней масло.
Или, что мы делаем, купив видавшую виды машину с немного «нервным», но вполне еще адекватно работающим автоматом? Ага. Уверенно везем на сервис, где просим поменять масло. И масло нам с радостью меняют. А уже спустя денек-другой мы с удивлением обнаруживаем, что доселе вполне нормально работающая коробка стала работать откровенно фигово, ушла в «аварию», или стала дико тупить и вообще неадекватно себя вести.
Но как же так? Масло-то новое залили!
А ответ прост. Вся-то беда и есть в новом масле. Как и любая техническая жидкость, трансмиссионное масло имеет в себе комплект моющих присадок.
Цель их очевидна из названия: отмывать со стенок агрегата и исполнительных механизмов продукты износа, о которых я уже написал выше.
Итог? Закономерен. Вполне нормально (хоть и «жестковато») до этого момента работавший гидроблок, получил оторванный «тромб» из давно копившейся грязи, которую отмыло новое масло. Грязь эта пошла по тем самым узеньким каналам и элементарно забила один (или несколько) из десятков малюсеньких протоков, жизненно-важных для ее нормальной работы. Вот и вся любовь.
Вывод?
Да всё просто. Либо меняйте масло с самого начала эксплуатации новой машины (скажем, каждые тысяч 70, пока грязь не успела собраться большими слоями), либо не лезьте туда вообще, если история и реальный пробег неизвестны, а автомат нормально работает. Ибо, здесь всё как в старой-доброй пословице: не буди лихо, пока оно тихо.
Решать, как всегда, вам.