Так нужно ли менять масло в АКПП ? И как оно, вообще, работает.

Так нужно ли менять масло в АКПП ? И как оно, вообще, работает.
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Вопрос, до сих пор вызывающий тысячи сломанных копий на форумах и разнообразных тематических сайтах. И правильный ответ есть. Вот только он не так однозначен, как многим хочется. Но для начала немного теории.

Если не вдаваться в тонкости и сложную терминологию, то масло в автоматической коробке передач нужно для двух вещей. Для передачи крутящего момента от выходного вала двигателя к валу самой коробки передач — раз. И для привода в движение исполнительных механизмов переключения передач внутри самой АКПП — два. По первому пункту приведу простой и понятный пример. Возьмите стакан с густой сметаной, опустите в него ложку. Начните медленно мешать. Ложка будет мешать сметану, стакан будет стоять на месте. Начните увеличивать обороты размешивания — после определенного 
момента, стакан начнет вращаться на столе вслед за ложкой. И чем быстрее вы будете размешивать — тем меньше будет разница скоростей вращения ложки и стакана. Так вот, если провести аналогию, то ложка — это вал двигателя, а стакан — вал коробки передач. Ну а сметана — то самое трансмиссионное масло. 
Устройство в АКПП, передающее крутящий момент посредством трансмиссионной жидкости (ATF — automatic transmission fluid) называется гидротрансформатор, или, в простонародье — «бублик» (ввиду формы)

"Бублик" в разрезе
«Бублик» в разрезе

Ну а примером второй вышеописанной роли трансмиссионной жидкости может служить обычный шприц. Наберите воду в шприц без иглы, приставьте носик шприца к чему угодно — например, к коробку спичек, и резко нажмите на поршень. Очевидно, что под резким воздействием струи воды, коробок упадет. По схожему принципу (не падения, а совершения работы под действием гидравлического давления 🙂 ) работает гидроблок АКПП (он же «мозги»), который и переключает передачи в нужной последовательности. И вот на гидроблоке-то мы и остановимся подробно, в свете вопроса необходимости замены ATF.

Технически, гидроблок представляет из себя сложную «многоэтажную» схему из различного диаметра и формы каналов. Причем, в каналах этих, под действием давления того самого трансмиссионного масла, передвигаются разного диаметра шарики — попеременно, и в строго заданном алгоритме, перекрывая те или иные отверстия в вышеуказанных каналах. При всём при этом, шарики эти весьма малы (ну навскдку — от 2 до 6 мм), диаметр отверстий в каналах и того меньше, и всё это щедро присыпано разнокалиберными (и такими же мелкими) вставочками, клапаночками, пружинками и 
прочей рассыпухой.

два "этажа" гидроблока в упрощенном виде
два «этажа» гидроблока в упрощенном виде

А теперь, внимание — вопрос! Что происходит со всем этим добром спустя, скажем, 100000 километров или 5 лет пробега?

Правильно! Всё это начинает активно зарастать продуктами естественного износа деталей и старения трансмиссионного масла. Соответственно — откладываться внутри гидроблока и на его подвижных микроскопических деталях, затрудняя нормальную работу автомата. Но конечно, все эти беды не приходят внезапно. Сначала появляется задумчивость в переключениях, потом передачи «щёлкаются» всё натужнее, ну и затем уже начинаются всем известные рывки при переключениях. Конечно, причин такого поведения в любой автоматической коробке достаточно (DSG-подобные сейчас не рассматриваем, там вообще всё по-другому), но причиной рывков при переключениях передач на ходу как правило является забитый грязью гидроблок.
А вся соль ситуации в том, что едва заподозрив АКПП в «неправильной» работе (как правило, вследствие как всегда глупых советов разномастных форумных «спецов»), мы спешим менять в ней масло.
Или, что мы делаем, купив видавшую виды машину с немного «нервным», но вполне еще адекватно работающим автоматом? Ага. Уверенно везем на сервис, где просим поменять масло. И масло нам с радостью меняют. А уже спустя денек-другой мы с удивлением обнаруживаем, что доселе вполне нормально работающая коробка стала работать откровенно фигово, ушла в «аварию», или стала дико тупить и вообще неадекватно себя вести.

Но как же так? Масло-то новое залили!

А ответ прост. Вся-то беда и есть в новом масле. Как и любая техническая жидкость, трансмиссионное масло имеет в себе комплект моющих присадок. 
Цель их очевидна из названия: отмывать со стенок агрегата и исполнительных механизмов продукты износа, о которых я уже написал выше.

Итог? Закономерен. Вполне нормально (хоть и «жестковато») до этого момента работавший гидроблок, получил оторванный «тромб» из давно копившейся грязи, которую отмыло новое масло. Грязь эта пошла по тем самым узеньким каналам и элементарно забила один (или несколько) из десятков малюсеньких протоков, жизненно-важных для ее нормальной работы. Вот и вся любовь.

Вывод?

Да всё просто. Либо меняйте масло с самого начала эксплуатации новой машины (скажем, каждые тысяч 70, пока грязь не успела собраться большими слоями), либо не лезьте туда вообще, если история и реальный пробег неизвестны, а автомат нормально работает. Ибо, здесь всё как в старой-доброй пословице: не буди лихо, пока оно тихо. 
Решать, как всегда, вам.

Оригинал моей статьи можно найти тут

Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*