Вся правда о свечах зажигания. Как же часто их надо менять?

Вся правда о свечах зажигания. Как же часто их надо менять?
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Один из главных «религиозных» автомобильных вопросов. Наряду с такими китами как «какое масло лить в мотор» и «нужно ли менять масло в АКПП» (кстати, второй вопрос я подробно разложил в одной из недавних заметок). Что-ж, давайте и здесь попытаемся подробно расставить точки над «Ё».
Начать стоит с того, почему же свечи в принципе нужно периодически менять. Ведь по сути-то, это просто два контакта, между которыми проскакивает искра. Но ничто не вечно под луной, и факторов, влияющих на естественный износ свечи, достаточно.

Типичная свеча зажигания в разрезе
Типичная свеча зажигания в разрезе

Электроискровая эрозия.

А если проще — то в результате миллионов циклических искрообразований, металл контактов свечи (центральный и боковой электроды) со временем просто «выедается». То есть, расстояние между электродами становится всё больше, и чтобы «зажечь» искру, катушке зажигания требуется прикладывать всё больше сил. Что, очевидно, не лучшим образом сказывается на её ресурсе. В самых запущенных случаях, электроды сточены эрозией настолько, что стабильная электродуга между ними уже невозможна — происходят пропуски зажигания.

Съеденный эрозией боковой электрод (слева)
Съеденный эрозией боковой электрод (слева)

Образование нагара на электродах.

Вследствие угара масла и прочих микрочастиц, попадающих в цилиндры с топливом и воздухом. Также является естественным процессом, полностью избежать которого невозможно, будь у вас хоть трижды эталонный двигатель. Результатом «шубы» на электродах является всё та же повышенная нагрузка на систему зажигания. Кроме того, даже такие мелочи как форма электрической дуги и ее расположение относительно электродов — также немаловажный фактор для корректного поджига и полного сгорания топливовоздушной смеси.

Сильно уставшая свеча с сильным налётом (нагаром)
Сильно уставшая свеча с сильным налётом (нагаром)

Усталость изолятора электродов.

Либо ввиду естественного износа (большого пробега), либо, например — ввиду постоянно повышенного температурного режима в камере сгорания (по причинам, которые к данной статье не относятся). Соответственно, свечи «идут на пробой»: искры в камере сгорания не возникает, зато возникает замыкание в непредусмотренном конструктивом свечи месте. И опять же — в таком ритме катушка зажигания долго жить не будет. Не говоря уже о регулярных пропусках зажигания с последствиями в виде плохой тяги, повышенного расхода топлива и прочих прелестей. Бывает и так, что виновником пробоев служит уставшая катушка зажигания или изношенные высоковольтные провода — то есть, когда процесс «убийства» свечи идет не изнутри, а снаружи.

Характерные черные дорожки пробоев изолятора
Характерные черные дорожки пробоев изолятора

Сегодня я намеренно не стал указывать такие радикальные вещи как оплавление электродов, осыпание изолятора в камеру сгорания и прочие ужасы. Обычно, такое происходит либо ввиду откровенно «палёной» продукции, либо если на замене свечей давно поставили крест и они трудятся уже бог знает сколько лет. Также, подобным вещам подвержены моторы разного рода «гонсчегов», но это вообще отдельная тема. Таким образом, три вышеперечисленных пункта — это ТИПИЧНЫЕ признаки естественного и постепенного старения любой среднестатистической свечи зажигания. Итак, главный вопрос:

Так как же часто менять свечи?

А ответ, как всегда, проще, чем вам размажут по древу на сотнях форумных страниц. И формула здесь элементарна: менять не реже предписанного инструкцией к автомобилю пробега, но не чаще чем их фактический износ до наступления этого пробега. Другими словами, если Руководство к автомобилю велит менять свечи каждые 60 тысяч — то раз в 20-30 тысяч не поленитесь их выкрутить и просто осмотреть. Если нет сильного комкообразного нагара, следов оплавления, сами электроды и изолятор не в масле или сажево-чёрном слое — вкрутите их обратно и не забивайте себе голову еще 20-30 тысяч. Поверьте: от того, что вы их будете менять вместе с маслом (есть и такие уникумы, и их немало), жизнь двигателю вы ни коим образом не улучшите и не продлите. Всё, чего вы добьетесь — лишних трат на «эффект плацебо» и самоуспокоение. Любой современный автомобиль прекрасно умеет оценивать собственное здоровье. И если внезапно возникнут проблемы с зажиганием — он вам об этом непременно доложит. А случиться такое может практически с равной долей вероятности как на старых свечах, так и на совершенно новых.

Нормальное состояние свечи в исправном ДВС. Пробег свечи - 50 тыс. км при нормированной замене каждые 60 тыс.
Нормальное состояние свечи в исправном ДВС. Пробег свечи — 50 тыс. км при нормированной замене каждые 60 тыс.
Поделиться
Pin on Pinterest
Pinterest
0Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Print this page
Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*